Карта сайта

37 школа

Чуваши

 Мужской чувашский костюм состоял их туникообразной холщовой рубахи и штанов. Праздничные рубахи украшались вышивкой (которая являлась знаком родовой принадлежности и предохраняла от злых духов). Верхняя одежда была из домотканого грубошерстного сукна (кафтан, армяк), из овчины (тулуп, шуба). Головные уборы - барашковая шапка, войлочная шляпа в виде цилиндра.

В комплекс женской одежды входили холщовая рубаха или платье из пестряди, а также нагрудник (носили под разрезом рубахи), передник или фартук.

 

 

 Старинным девичьим головным убором была тухья - полусферическая шапочка из грубого холста, плотно обшитого монетами и бисером, наподобие "чешуйчатого шлема", замужней женщины - сурпан (тип полотенца), хушпу (в виде усеченного конуса на твердой основе, украшенной бисером); с конца 19 века - платки. 

 

Украшения из монет, бисера чувашки носили на груди, шее, спине, на поясе, в ушах; надевали через плечо и перевязь - полосу из красной ткани, плотно обшитой металлическими монетами. Основными видом обуви были лапти.

 

 Покрывало невесты

 

Трудовое воспитание

Воспитанию детей в сельской чувашской семье уделяли особое внимание. Ведь ребенок в семье - это не только продолжатель рода, но и хранитель семейных обрядов и традиций. Интересен обряд наречения имени. Исследователь народов Поволжья Н.Н. Лепехин пишет: "Бабушка, по принятому обыкновению, начинает молиться и  дает имя младенцу по своему хотению". Мальчикам давали имена, выражающие мужество, силу, храбрость, а девочкам - обозначающие красоту, нежность.

 

 Интерьер курной избы. 
Чувашский республиканский краеведческий музей

 

Не минуло ребенку и 9 лет, как он помогает матери прясть и возиться по домашнему хозяйству. Лет в 10 мальчик уже стережет дворовых птиц, пасет стада овец, а в 14-15 лет ездит в лес за хворостом, плотничает и мастерит всякую домашнюю утварь. В 18 лет малый уже совершенно взрослый и начинает задумываться о женитьбе.

У чуваш сложились традиционные средства формирования и поддерживания у детей трудовых интересов. Этими средствами являются традиционные жанры устного народного творчества - песни, потешки, пословицы, загадки, сказки, намеки, колыбельные.

В простенькой колыбельной мать рассказывала сыну о труде, об окружающем мире.

Сынуле, тихо спящему,
Кора вяза - колыбель,
Можжевельник - ее дужка,
Рябина - шест, на котором висит она,
Яблоневая ветка - крюк,
Липовое дерево - веревка. 

Форма коллективного труда - ниме. Она устраивалась в чувашских деревнях очень часто. Ниме - это бесплатная общественная помощь, работа миром для односельчанина. Устраивалась в тех случаях, когда требовалось быстрое и дружное выполнение какой-либо работы, непосильной одной семье.

 

Дуняк О.А. Сервиз  "Чувашская кухня", 1977-1980 г.г. 
Чебоксарский кирпичный завод

 

Основным в формировании личности у чуваш является труд. Чуваши более, чем другие народы, уделяют внимание вовлечению подрастающего поколения в трудовую деятельность, привлекая к ней с самого раннего возраста. Вся система воспитания в чувашской семье основана на "педагогике труда".

Чувашская письменность

Можно подумать, что у чувашского народа в старину не было своей письменности. По мнению ученых, у древних чувашей существовала руническая письменность, элементы которой были найдены на древних надгробных плитах на Алтае. 

Чувашские письмена "прочитаны" в народных вышивках и узорах.

Материал странички предоставлен учителем художественного труда 85 с.ш. г. Ульяновска
Курамшиной Татьяной Александровной

Русские Украинцы Симбирские татары Мордва Малые народности


Copyright © 2003 - Ямкина Елена Владимировна
shk37-ul@narod.ru